Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Содержание

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

Во всех случаях проверочные мероприятия проводятся с целью обеспечения соблюдения правильности расчета и уплаты налогов. Между тем, они отличаются друг от друга порядком их осуществления.

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

Разделяют также:

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Камеральная проверка организации

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение? Камеральная Выездная
Предмет проверки Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки 3 месяца после получения ФНС декларации 2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверки Нет Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверки Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется План проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документ Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт Составляется справка, а затем акт.

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakie-vidy-nalogovykh-proverok-predusmotreny-nk-rf.html

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 11 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме. Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

Читайте также  Какой налог на дарение квартиры родственнику

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.

Источник: https://spmag.ru/articles/kakie-vidy-nalogovyh-proverok-predusmotreny-nk-rf

Принципы, основания и виды налоговых проверок, сроки и порядок их проведения

На сегодняшний день ФНС использует несколько основных видов различных налоговых проверок для контроля полной и своевременной уплаты налогов организациями и ИП. Делятся они в общем случае на выездные и камеральные.

В статье подробно разберем понятия, общие характеристики, формы, цели и методы контроля налоговой инспекции в РФ.

Для инициирования выездной налоговой проверки требуется либо решение руководителя территориального налогового органа, либо решение его заместителя. В среднем она не должна занимать более двух месяцев, но по решению ФНС срок может быть увеличен до четырех месяцев. В виде исключения в сложных ситуациях период может затянуться до полугода.

Текущее законодательство не разрешает ФНС проверять в один налоговый период одни и те же налоги. Но и здесь есть исключения, и по решению вышестоящих органов может проводиться повторная выездная проверка.

Исключениями являются следующие случаи:

  • Если проводится закрытие компании или крупная реорганизация. При ликвидации всегда проводится проверка ликвидационного баланса, декларации и других важных для налоговой документов.
  • Если при подачи декларации сумма дохода и подлежащих к уплате налогов оказывается меньше ранее заявленной.
  • Если ФНС, проводящая проверку, сама находится под контролем вышестоящего налогового органа.

Полная информация о данной процедуре представлена на следующем видео:

Камеральная проверка

Проводится налоговой инспекцией по месту ее нахождения. В ходе процедуры анализируются все документы, предоставленные компанией и необходимые ФНС для расчета и контроля налогов: декларации и другие бумаги в зависимости от деятельности фирмы.

Так как для начала проверки требуется предоставление этих документов, ее срок рассчитывается с момента подачи документации и составляет три месяца. Весь процесс является штатной ситуацией и проводится сотрудниками налоговой, в чьи должностные обязанности входит проведение такого контроля.

Классифицируются проводимые проверки на основании следующих признаков:

  • В зависимости от метода проведения:
    • Выборочные — налоговые органы проверяют только некоторую часть документов компании. Эти бумаги могут вызывать сомнения, либо не были предоставлены вовремя, либо требуются для уточнения информации из других источников или деклараций.
    • Сплошные — процедура затрагивает все без исключения документы конкретной организации. Так как это огромная работа, подобный контроль организуется в отношении небольших компаний с соответствующим количеством документации либо при восстановлении учета в отдельно взятых фирмах.
  • В зависимости от объема вопросов, ответы на которые налоговая хочет получить в ходе проверки:
    • Выборочные. В отличие от прошлой ситуации с выборочной проверкой, здесь уже рассматривается вопрос расчета и уплаты отдельно взятых видов налогов.
    • Комплексные, в ходе которых в рамках конкретного налогового периода рассматривается вопрос полного соблюдения налогового законодательства по всем направлениям.
    • Целевые — обычно производятся одновременно с выборочными или комплексными, но могут организовываться и сами по себе. Здесь ФНС рассматривает отдельные операции или ответвления деятельности, не охватывая компанию и ее документацию целиком.

Многие нюансы камерального контроля разобраны здесь:

Результат проверки

После того, как проверка будет окончена, налоговая выдает справку, в которой написана цель, предмет и сроки проведения контроля.

После этого момента у ФНС есть два месяца, чтобы составить и предоставить акт проведенной проверки. В нем указываются все выявленные нарушения, статьи закона, в соответствии с которыми эти нарушения были классифицированы, а также советы и предложения по исправлению ситуации.

Если налогоплательщик не согласен с результатами, в налоговую должен быть предоставлен письменный отказ от подписывания акта и причины несогласия.

Такой отказ должен быть рассмотрен в течение десяти рабочих дней руководителем налогового отделения по месту регистрации. После рассмотрения отказа и вынесения решения налогоплательщик получит уведомление об этом с указанной суммой, которую (при необходимости) нужно доплатить в виде налогов, штрафов или пенни по доказанным случаям нарушения налогового законодательства.

Правовое регулирование, важные нюансы

Для того чтобы налоговые проверки не стали для компании обыденным делом, достаточно знать факторы риска и принципы составления плана проверок налоговыми службами. Даже если контроль свалился как снег на голову, важно уметь отстаивать свои права, знать не только обязанности налогоплательщика, но и допустимый уровень полномочий налоговых инспекторов.

В случае с выездным контролем все документы должны оцениваться и проверяться на территории компании. Проверка бумаг на территории ФНС проводится в исключительных случаях и при невозможности разобраться на месте.

Решение о проведении рассматриваемой процедуры должно содержать в себе всю необходимую информацию:

  • Какие налоги будут проверяться, то есть назначение проводимой проверки.
  • ФИО налогоплательщика, а также сокращенное и полное название проверяемой организации, срок проведения процедуры.
  • Должности и фамилии с инициалами всех сотрудников налоговых служб, которым было поручено проведение контроля.

Если в ходе процедуры сотрудники ФНС будут задавать вопросы и просить документы, не касающиеся предмета проведения проверки, в этой просьбе можно отказать, поскольку законных оснований для нее нет. Общий срок проверяемых документов не должен превышать трех лет. В общих случаях более старые бумаги никого не интересуют и не будут проверяться.

Процесс может быть приостановлен (в случае выездного контроля) руководителем налогового органа или его заместителем по следующим причинам:

  • Для продолжения требуется уточнение каких-либо данных либо дополнительные документы, должна быть проверена или запрошена какая-либо информация.
  • Требуется проведение экспертизы для установления достоверности какой-либо информации.
  • Если требуется получить информацию или документы от органов за пределами РФ. В данном случае процесс происходит в рамках международных соглашений России с другими странами.
  • Для проведения процедуры требуется перевод документации на русский язык, если изначально она была составлена на другом языке.

По окончанию процесса составляется акт. Его оформление идет в соответствии с приказом № САЭ-3-06/892@. Стоит отметить, что в течение одного года два и более раз проводить выездные проверки в отношении одного налогоплательщика запрещено. Для этого должны быть весомые основания, указанные выше.

Что проверяется во время камеральной проверки:

  • Грамотность и правильность данных в вычислениях налоговой базы. Оцениваются отдельные расчетные показатели и отчеты.
  • Данные за текущий налоговый период сопоставляются и сравниваются с информацией, предоставленной налогоплательщиком в прошлый налоговый период.
  • Насколько бухгалтерские документы расходятся или сходятся с информацией, предоставленной в налоговой декларации.

Кого проверяет ФНС или факторы риска

Один из основных факторов риска — проведение встречных налоговых проверок. В этом случае проверяется соответствие информации и документов у обоих участников сделки или соглашения.

Читайте также  Возврат налога на детей через налоговую

Налоговые службы вычисляют таким способом:

  • Различные схемы, придуманные и используемые для уклонения от уплаты налогов или уменьшения налоговой базы.
  • Если подлинность документов, предоставленных одним из участников сделки, вызывает у налоговой службы сомнения.
  • Все несоответствия в данных о сделке и вообще каком-либо сотрудничестве (несоответствие количества товаров, различных единиц измерения и так далее).
  • В случае, если есть подозрения считать конкретную сделку фиктивной.
  • Если у налоговой есть основания считать, что ООО не отражает всю информацию о своей деятельности или средствах в отчетах, счетах в банке, в кассе или где-то еще.

Иначе говоря, в большинстве случаев причиной контроля являются действительно существующие нарушения налогового законодательства. Шанс на проверку вырастает и в том случае, если налогоплательщик отказывается/избегает проведения обыденных мероприятий или запросов налоговой, то есть явно что-либо скрывает.

Перед проведением проверки контрагента ФНС должна отправить:

  • Запрос на проведение процедуры, в котором указывается ее предмет и необходимые документы.
  • Требование предоставить конкретную документацию для проверки.

При этом требование должно содержать в себе следующую информацию:

  • ИНН и КПП проверяемой организации, а также ее полное наименование.
  • ИНН, КПП, полное название поставщика/контрагента.
  • Перечень документов, необходимых инспекторам для проверки.
  • Вид проводимого налогового контроля и основания для его проведения (чаще всего основанием является статья 87 НК РФ).
  • Срок, в который требуемые бумаги должны быть подготовлены и предоставлены. Обычно — 5 рабочих дней с момента получения запроса и требования.

Также требование должно указывать, копии каких документов нужно сделать и каким образом они должны быть заверены. Отдельно указывается, какое наказание и по какой статье последует, если указанные требования не будут выполнены и документация не будет предоставлена. Наконец, рассматриваемые бумаги должны быть подписаны либо руководителем территориального органа, либо его заместителем.

Факторы риска, которые можно оценить самостоятельно

При планировании выездных проверок налоговая опирается в первую очередь на информацию о следующих сомнительных организациях:

  • Если у конкретного налогоплательщика налоговая нагрузка существенно ниже, чем у остальных компаний аналогичного размера в такой же сфере деятельности. Рассчитывается это исходя из данных Росстата и других источников.
  • Если за последние 12 месяцев вычетов по НДС 89% или более от общей суммы налогов. Вообще, если в отчетности отображено огромное количество вычетов, это может стать причиной проверки.
  • Если в течение двух или более лет бухгалтерская отчетность фирмы показывает стабильные убытки (проверяется сокрытие доходов и налогов).

Чем отличается камеральная проверка от выездной?

Сравнение приводится в следующей таблице:

Форма налогового контроляВыездная проверкаКамеральная проверка
Что проверяется Правильность расчета и полнота уплаты налогов за период сроком максимум за три года. Налоговые органы сами решают, какие документы или сделки должны быть проверены. Документы, предоставленные налогоплательщиком в соответствии с п.1 ст. 88 НК РФ — налоговая декларация и прочая подобная документация.
Повод начала проверки План проверок, выработанный в соответствии с приказом № ММ-3-06/333. Подача декларации и других документов в территориальный налоговый орган.
Необходимость получения разрешения Выездная проверка производится только с указания руководителя территориального налогового органа либо его заместителя. Для проведения камерального контроля ФНС не должна получать дополнительные разрешения.
Сколько занимает времени В общих случаях до двух месяцев. Может быть продлена до четырех или даже шести месяцев в исключительных случаях. Процедура может быть приостановлена для получения документов из-за границы, для перевода документации на русский язык и в некоторых других случаях. Документы проверяются в течение 3 месяцев с момента их подачи. Дополнительные сроки не предусмотрены, приостановка также не предусмотрена.
Составление акта Акт составляется в течение двух месяцев после процедуры. В случае, если проверялась группа налогоплательщиков, срок может быть увеличен до трех месяцев. Если нарушений в ходе проверки выявлено не было, акт не составляется. В противном случае составление занимает до 10 суток с момента окончания контроля.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/nalogi/control/proverki/vidy.html

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Понятие налоговой проверки

Выездная проверка

Камеральная проверка

Встречная проверка

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

Итоги

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок Назначение
Комплексная Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени
Тематическая Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов
Целевая Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения
Контрольная Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).

Ее цель:

  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Подробнее см. материал «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Подробнее о содержании ст. 54.1 НК РФ узнайте из материала «Презумпция добросовестности налогоплательщика — новая статья в НК РФ».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).
Читайте также  Какие налоги удерживаются с зарплаты в России

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/kakie_est_vidy_nalogovyh_proverok/

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля. Камеральная налоговая проверка

См. также Информацию ФНС России «Подача возражений на акты налоговых проверок»

Налоговая проверка как основной метод налогового контроля

Налоговая проверка — это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполно­моченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах и осуществляемая посредством сопоставления от­четных данных налогоплательщиков с фактическим состоянием его финансово-хозяйственной деятельности.

Осуществление проверок финансово-хозяйственных опера­ций налогоплательщиков является главной задачей деятельности налоговых органов, право на реализацию которой им предоставлено ст. 31 НК РФ и ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г.

N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации». Реализация налоговыми органами пре­доставленных контрольных полномочий возможна только в поряд­ке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Детальная правовая регламентация контрольных процедур осуществляется посредством нормативных правовых актов Министерства финансов РФ.

Налоговые проверки занимают ведущее место среди иных форм налогового контроля. Посредством проведения налоговой проверки возможно сопоставление данных, предоставленных налогоплательщиком в налоговый орган, и тех фактов, которые выявлены налоговым органом.

Основная цель налоговых про­верок:

  • контроль за соблюдением фискально обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, своевременностью и полнотой уплаты причитающихся обязательных платежей.

Субъекты, упол­номоченные  проводить налоговые проверки:

    1. налого­вые органы (обладают всеми правами на проведение налого­вых проверок относительно всех фискально обязанных лиц);
    2. таможенные органы (только в отношении налогов, подле­жащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу РФ).

Общие правила проведения налоговых проверок:

    • Срок давности проведения налоговой проверки составляет 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Данный срок соотносится со сроком давности привлечения к ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах, который также равен трем годам.

    • Допускается истребование документов, имеющих значение для выявления фактической финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. Подобные процессуальные действия называются встречной налого­вой проверкой, которая не имеет самостоятельного процессуального значения и служит одним из методов проведения камеральной или выезд­ной налоговой проверки.

    • Запрещается проведение повторных вы­ездных налоговых проверок по одному и тому же объекту — на­логу, подлежащему уплате или уплаченному налогоплательщиком за ранее проверенный отчетный период.

      Исключение из этого правила составляют два случая:

      1. проведение налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
      2. проведение налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового орга­на, проводившего первичную проверку.

Гарантией соблюдения прав налогоплательщиков при прове­дении налоговых проверок служит установленный ст. 103 НК РФ принцип недопустимости причинения неправомерного вреда. На­званный принцип предоставляет подконтрольным субъектам правовую защиту от произвольных действий сотрудников нало­говых органов, осуществляющих контрольные мероприятия.

При производстве проверок налоговое законодательство запрещает причинение вреда налогоплательщику или их представителям, а также имуществу, на­ходящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Реа­лизация принципа недопустимости причинения неправомерного вреда обеспечивается посредством возмещения убытков, причи­ненных такими действиями. Неправомерными действиями со­трудников налоговых органов следует считать поступки, совер­шенные с превышением законно установленной компетенцией либо при злоупотреблении предоставленными правами.

Причиненные неправомерными действиями убытки подле­жат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход), при этом не имеет значения форма ви­ны, содержащейся в действиях сотрудников налоговых органов. Возмещение налогоплательщику неправомерно причиненного вре­да производится за счет средств казны РФ, казны субъекта РФ или муниципальной казны.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ) проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 НК РФ.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, а также документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/nalogovaya-proverka-kak-osnovnoy-metod-nalogovogo-kontrolya-kameralnaya-nalogovaya-proverka

Понравилась статья? Поделить с друзьями: